Как правильно увольнять сотрудников в кризис, и почему аутплейсмент важен для бизнеса, рассказывает руководитель HR консалтинга в Manpower Анна Бурова.
Задумались об оптимизации штата? Поздно... Увольнять надо было раньше, считает руководитель направления консалтинга в Manpower Анна Бурова. Правильное увольнение планируется за полгода. Такой подход позволяет избежать репутационных потерь. Если же раньше вы не задумывались об оптимизации штата, а теперь понимаете, что увольнений не избежать — необходимо помочь сотрудникам грамотно оценить свой опыт, составить резюме, снабдить телефонами агентств и всеми необходимыми рекомендациями.
Executive.ru: Анна, кого в кризис чаще стали увольнять?
Анна Бурова: Сейчас на рынок выходит много рабочей силы. Западные компании сокращают свои подразделения в России, плюс сокращаются целые отрасли: транспорт, туризм, гостиницы, розница, банки. Очень сильно сократилось страхование, производство автомобилей.
Executive.ru: В каких из этих сфер в России активнее используют аутплейсмент?
А.Б.: Такого разделения нет, чаще всего в России этой услугой пользуются подразделения западных компаний. Это могут быть представители FMCG, транспортные компании, кто-то еще — неважно.
Executive.ru: Чему стоит поучиться российским компаниям у западных в рамках аутплейсмента?
А.Б.: Самое главное — западные компании заблаговременно сокращают людей, за год, за полгода. То есть сотрудники за полгода знают, когда они будут сокращены, спланированы бюджеты сокращений, спланирована передача дел, перераспределение ресурсов и зоны ответственности. Программа аутплейсмента минимум длится три месяца. У нас привыкли думать, что экономия на фонде оплаты труда (ФОТ) — это действие, которое можно выполнить в режиме «здесь и сейчас». Если оптимизация ФОТ длится в течение года — это воспринимают как разбазаривание денежных средств, ведь можно «порезать» штат немедленно. В этом вопросе велика роль HR-менеджеров — чаще они ориентированы на получение новых ресурсов от бизнеса (руководства) в решение текущих задач, чем занимаются предварительной оценкой, прогнозом необходимости оптимизации штата. С другой стороны — HR-специалисты не всегда вовлечены в обсуждение планов развития компании, из-за чего им не хватает стратегичности.
Правильный аутплейсмент — это, помимо прочего, демонстрация тем, кто остался, что компания хорошо относится к людям. Также это показывает, что компания готова обсуждать будущее своих сотрудников за рамками этой самой компании, благодаря чему в перспективе можно вернуть себе ценных кадров. Это как любовь несмотря ни на что — ты работаешь не у нас, но бизнес есть бизнес и мы всегда будем рады, если еще сможем поработать вместе.
Executive.ru: А почему важно правильно увольнять?
А.Б.: Российским офисом Manpower было в последние годы проведено 70 проектов, мы видели больше тысячи людей, трудоустроенных после увольнения, и понимаем, в чем выгода компании при организации грамотного аутплейсмента. Это, в первую очередь, имидж компании на рынке. К примеру, недавно мы вели проект, когда западная компания была вынуждена закрыть российский офис в связи с санкциями, сейчас много внешних условий, когда говорят: «Все закрывается, выходим на улицу». Если компания вкладывает деньги в увольнение своих сотрудников, проявляет заботу о них, дает поддержку — люди уходят с позитивным отношением к компании. Но это очевидный результат.
Есть результат неочевидный. Когда закрывается не весь офис и сокращается не вся компания, то подобное поведение – посыл оставшимся, что компания заботится о людях. Это работает на вовлеченность, снижение текучести, удовлетворенность.
Источник: E-xecutive.ru / Как уволить сотрудника так, чтобы в ответ услышать «спасибо»